(X)
С Рождеством всех!
О приемственности истории.
Последняя моя IX глава заканчивалась картинкой с маяком. Типа, ждите ответа.
https://yadi.sk/i/0gfdRN2ikRFkHДождались (тот же самый маяк):
https://yadi.sk/i/_D4lHpi637Xh6227 февраля 1941 года.
С последнего сэйва прошло больше года в реальном времени. В течении этого года запускал текущую игру несколько раз, тестировал какие-то идеи и потихоньку продвигался вперед. Выяснил, что сборке крайне не хватает патча с переменной длинной дня + ее отвязка от производственных циклов. Справедливости ради, этот патч именно в нынешнем виде сам совсем недавно обосновался в основной ветке Spring сборок (если память не изменяет, только этой осенью). Да и без него на данном размере карты играть еще можно, если не запускать поезда из одного конца в другой - идут больше года. Опять же, справдливости ради, поезда хоть и едут из города А в город Б годами, прибыль все равно приносят. Просто не каждый год.
Плюс, долгое мое отсутствие в данной игре было еще вызвано усталостью от нее, ибо пришлось проделать ну очень большой объем работы, нужен был перерыв. Ну а сейчас снова потянуло на шпалы.
Важное замечание 1.Больше года назад снова в текущей игре что-то эксперементировал с графикой. Делалось это для красоты, но вот что делалось год назад, уже естественно не помню. Запустил старый сейв, а там половины графики нету или отключена.
Плюс, поштудировав местную ветку "В поисках новой графики", подобавлял три-четыри новых грф все для тех же украшательств. Нынешнее полотно NewGRF выглядит так:
https://yadi.sk/i/QS3sIP7t372xNnПлюс, раз такие изменения, о которых сам не помню, решил снова заархивировать всю директорию с игрой и выложить в виде "скачать, разархивировать, играть", как в самом первом сообщении данной темы. Игра полностью со всеми настройками и графикой сосредоточена в своей директории (у меня так все версии ОТТД хранятся, еще с версии 0.5 или 0.7), ничего в Моих документах нету. 35 мегабайт занимает архив.
Сборка:
https://yadi.sk/d/73v7r3Qz372nJQСэйв:
https://yadi.sk/d/ujHbRwJx374PC3Openttd.cfg:
https://yadi.sk/d/UZ7WBvPz372x4aВажное замечание 2!Используя новую графику Fake Airport, устанавливал в городах башни из аэропортов. Так вот, они относятся именно к станциям! Т.е. останутся ли эти станции в игре, если убрать эту графику - не знаю! Могут быть ошибки, так что, извиняясь, все же очень рекомендую всем, кто будет запускать мой сэйв, качнуть выложенную в этом сообщении сборку игры целиком. Ну или заморочиться с ручной настройкой.
Итак, что сделано к 27 февраля 41 года.
546 поездов, 1 корабль, 107 самолетиков. Все поезда, за исключением пассажирских, переведены на один тип локомотива. Пассажирские поезда в свою очередь так же на едином локомотиве, меняется только число и тип вагончиков.
Не все производства подсоединены к ЕЖДС, но к ней присоеденены все города, все города снабжены аэропортами и налажено предварительное авиасообщение по схеме, о которой ниже. Так же во всех городах запущены железнодорожные пассажирские перевозки так же по схеме, о которой ниже.
Сама сеть ЕЖДС еще не построена в своем окончательном варианте, именно как сеть-паутина. Будут еще несколько промежуточных магистралей, соединяющих основные магистрали. Но фактически, это уже доводка сети, уплотнение магистрального движения на континенте. По большому счету, осталось 4-5 таких штрихов-промежуточных магистралей, и усе будет готово.
Новых сортировочных станций не строил, к лесопилкам и пищевой промышленности так же пока не прикасался, оптимизировал только слегка уже существующие станции/развязки - ну это процесс вечный, не останавливается никогда. В каждом заходе в игру всегда что-то правлю. Кстати, на карте появилось несколько новых предприятий/производств, которые не заказывал. Видать, когда что-то эксперементировал с графикой/настройками игры, разрешил появление новых предприятий, вот они и появились. В частности, первая нефтяная платформа нарисовалась, несколько лесов и чего-то еще. Тоже ничем из этого не занимался.
https://yadi.sk/i/yk1oa1ty373B2eПостроил три новых города на карте (всего за игру построил 4 новых города). Один - город Цаца (это не сам
придумал, это игровой генератор выдал
) на краю северовостока, и два - на краю северозапада карты: Ладога, и Ясенево. Если Цаца сгенерировался мелким, то два последних сразу сгенерировались огромными, по меркам данной игры конечно.
Построил Золотое Кольцо (Клинцы - Зажопинск - Цаца - Ладога - Клинцы) - железную дорогу вокруг всего континента по периметру карты, и соединил ее с ЕЖДС. Золотое Кольцо частично использовала уже существующие пути, в частности, практически полностью в нее вошла южная главная магистраль Клинцы - Зажопинск. С соединением кольца с подходящими к ней магистралями и городами были проблемы, т.к. изначально сеть проектировалась без учета будущего Золотого Кольца, то многие магистрали имели свой логический конец и не планировались дальше к продлению к краю карты, города имели только один въезд/выезд и не были расчитаны на то, что к ним еще можно будет подъехать не со стороны континента, а со стороны края карты. Естественно все худо-бедно решил, хотя в некоторых местах весьма аляповато и гиморно. Аляповатость пока исправлять не собираюсь, посмотрю, как будет все функционировать. Скорее
всего и перерисовок развязок каких-то не потребуется, ибо по Золотому Кольцу будут ездить в основном только пассажирско-туристические поезда без планирования из заезда в глубь континента, то существующих транспортно-сетевых решений около Золотого Кольца должно хватить.
Построил пять туристических центров. Четыре замка на краях карты, и казино. Казино тоже далеко от цивилизации, так что наверное потом еще их парочку построю. Хотел пирамиду Майя воткнуть, но меня игра послала, сказала, что Майя в умеренный климат не заглядывали, так что лучше вы к нам в тропики приезжайте.
Судоходное движение пока не рассматривал. Но уже на вскидку, всякую рыбину скорее всего буду возить именно ими. Ну и нефтяная вышка есть, хотя к ней может и целый жд вокзал подтяну, хотя это врядли, ибо крайне неэстетично.
Но посмотрим.
Ну а теперь чуть больше подробностей.
Карта дорог:
https://yadi.sk/i/1eMQ3iCA373Lc9Розовым показано Золотое Кольцо.
Светлозелеными окружностями - новые города Цаца, Ладога и Ясенево.
Желтым показаны недостроенные магистрали, а пунктирным желтым - возможные магистрали, решение о строительстве которых еще не принял. Касаемо возможных магистралей возле Москвы - оно понятно, крупнейший город на континенте, очень важный связующий пункт всего пассажиропотока, логичнее было бы от нее/к ней сделать больше прямых магистралей к краям карты. Останавливает в решении то, что возле Москвы местность не очень, существующая главная континентальная магистраль в районе Москвы очень сложная четырехполосная - будет трудно и гиморно делать развязки с новыми магистралями. Ну и самое главное, пока что такой уж лютой необходимости в этих магистралях возле Москвы нет. Надо будет посидеть, поизучать пассажирские потоки и тогда и принимать решение. Кроме того, возможно несколько магистралей будет построено незапланированно. К примеру, если буду вести жд дорогу к какому-нибудь району лова, и там окажется возможность ее продлить до соединения с другой магистралью.
Ну и светло-голубыми штришками обозначены районы новых построенных мной туристических центров.
Новый город Цаца с туристическим центром на самом крайнем северо-востоке.
https://yadi.sk/i/a9bGpvxi37XmJnНу и сам крайний крайний северо-восток
с частью Золотого Кольца. На самом Золотом Кольце надо еще будет точки пути расставить, чтобы туристические поезда ехали именно по Золотому Кольцу, а не сворачивали на внутриконтинентальные магистрали в поисках более коротких путей.
https://yadi.sk/i/9Jndnq2O37XmSnГород Ясенево.
https://yadi.sk/i/s4MyY2fi37Xmd7Ладога и северо-западный край карты с туристическим центром в виде немецкого замка и участком Золотого Кольца.
https://yadi.sk/i/SogTA7zK37XmmDhttps://yadi.sk/i/t0E5d5qE37XmqoСеверо-западный угол карты более общим планом. Ладога, Ям и Ясенево, и сеть жд вокруг них.
https://yadi.sk/i/KEV6SLq237XmzGТуристический центр в виде японо-китайского замка возле Клинцов.
https://yadi.sk/i/BgsbeXWX37XnUHТуристический центр в виде развалин какого-то замка возле Зажопинска и опять же Участок Золотого Кольца.
https://yadi.sk/i/ghtPJTmA37XnrFКазино возле города Няшка. В отличии от замков, которые присоеденены к вокзалам материнских городов, здесь придется делать отдельную станцию. Казино как-никак, много пафоса, блэкджека и шлюх, вокзал обязателен.
https://yadi.sk/i/a3iZrl_C37XnyAРазвязки, в т.ч. и внеплановые, Золотого Кольца с другими магистралями и некоторыми городами на крае карты.
Развязка возле города Майзас.
https://yadi.sk/i/E_MIMhSv37Xo8JОчень гиморная развязка Золотого Кольца в районе Дальневосточного нефтезавода. Гиморная в плане втиснуть ее во все эти переплетения рельсов между нефтезаводом и городом Вичурка. Но когда получилось, то как всегда оказалось, что и делов-то тут всего ничего.
https://yadi.sk/i/yZbWy4e237XoDwРазвязка в районе Нечкино, растянутая в итоге аж до района нефтяной скважины.
https://yadi.sk/i/U6pDdYnN37XoLrА вот тут, недалеко от Цацы, вроде и не надо Золотое кольцо (идет выше) соединять с паралельнорй магистралью, идущей чуть ниже. Но они так рядом идут и буквально так и просятся, чтобы их соединили, что наверное потом таки соединю, просто шоб было.
https://yadi.sk/i/XLhbvaH337XoUGПосле Бобино (если мы по Золотому Кольцу сейчас и далее идем против часовой стрелки от Цацы) Золотое Кольцо снова становится самостоятельной магистралью (не на базе ранее чего-то уже построенного), и обзаводится классической развязкой с перпендикулярной магистралью.
https://yadi.sk/i/QNexmvlU37XoboСледуя дальше по Золотому Кольцу, построили очередную Т-образную развязку, заодно подключили к ЕЖДС животных из яновской животноводческой фермы. Причем внушительный разворот на скриншоте относится именно к ферме. На всякий случай, пусть и животные тоже имеют свой выезд на Кольцо.
https://yadi.sk/i/WbFWLD8m37XohVРазвязка с паралельной магистралью в районе города Яново (сам город остался за кадром справа).
https://yadi.sk/i/WymM_lXO37XoqdВот такую развязку с паралельной магистралью пришлось сделать еще дальше.
https://yadi.sk/i/0IaSiGLV37XpyGХотя наверное надо было озерцо мочкануть и сделать развязки вообще симметрично друг к другу, но красота водной глади пока что пересилила.
А вот на город Кошкино я забил, и в него с Золотого Кольца не попасть. Вернее, попасть можно, воспользовавшись предыдущей развязкой. В будущем может и исправлю.
https://yadi.sk/i/yTjpMvnP37XqBmА вот в город Явенга попасть с Золотого Кольца можно будет, вот с помощью такой развязочки в виде клопа.
https://yadi.sk/i/qGb79czg37XqQgВообще, мне этот полуостров и городишко очень нравится, места красивые, кольцевая дорога на всем полуострове. В общем, вокруг еще немного инфраструктуру ЕЖДС пооптимизировал. А после еще и администрации городка дам на лапу, чтобы меня там полюбили, а мою транспортную компанию хотя бы ненавидеть из-за клопов перестали.
https://yadi.sk/i/2g9PiOHA37XqXyhttps://yadi.sk/i/CP5FmPm937XqepВ районе Пильны тоже пришлось немного поизвращаться. В основном для того, чтобы добиться возможности заезда поездов с Золотого Кольца на городскую станцию.
https://yadi.sk/i/BK5kr4Zw37XqmVЗолотое Кольцо и мой испытательный полигон копи-пасты.
https://yadi.sk/i/1yfVIHel37XqzvВ районе химкомбината Яма чего-то с развязками еще химичил..
https://yadi.sk/i/aoDW12GV37XrDgВ районе Западного нефтезавода проблема была та же, что и в районе Дальневосточного нефтезавода - правильно воткнуть развязку от Золотого Кольца в жд сеть в районе собственно нефтезавода, чтобы можно было на Золотое Кольцо попасть со всех направлений и выехать по всем направлениям, пересекающимся возле нефтезавода. Получилось в общем.
https://yadi.sk/i/0TO7olEo37XrNdНа жд станцию города Осинник тоже с Золотого Кольца попасть можно, хоть развязка, скажем так, никакая. Клоп - и то гораздо внушительней выглядел.
https://yadi.sk/i/P9mFKEX237XrW7Ну и последняя развязка Золотого Кольца в районе города Плессы. Могло бы быть и лучше, потом может переделаю в классическую Т-образную.
https://yadi.sk/i/GQITljAw37Xs64Из того, что еще хотелось бы отметить, очень долго мучился с участком сети между станцией Маньячная и Средний Запад Сортировочная. Очень долго были дикие заторы, вроде на данный момент удалось справится, хотя гиморой там наверняка еще предстоит, когда поездов под тысчу будет. Явно там не хватает полноценной четырехколейки без вносимых мной костылей, плюс сама станция не очень удачно расположена, приувеличении на ней пассажирского потока, хвосты будут висеть на главной континентальной магистрали. Исправить, не перемещая станцию, все конечно можно, но много придется перерисовывать заново, а с учетом плотного траффика на данном участке, это гиморно. Но в итоге наверное, когда прижмет, вообще перерисую весь участок сети здесь заново с нуля. Пока что все справляется.
https://yadi.sk/i/sZMXhMbN37XsE4Заделал таки супер пупер станцию Валищево, что возле моего офиса. Облагородил территорию, раскидал доп. графику, ну и ваще. Членомерка облагорожена и выглядит достойно. Кстати, данная станция - крупный транспортный узел в пассажиропотоке, на него завязаны несколько близлежащих городов, а сама станция связана пассажирскими поездами с Москвой. Ну и самолетики дублируют поезда.
https://yadi.sk/i/Pj1LdU4M37XsKTСхема авиа/железнодорожных перевозок пассажиров и багажа вместе с ними. А если быть точнее, то конечно железнодорожных/авиа перевозок. Золотое Кольцо - отдельная песня, его пока не запускал. В свете того, что поезда ездят годами, пришел к схеме, которую тут и в теме Spring сборки уже озвучивал. Несколько крупных мегаполисов со своими сателитами - более мелкими городами. Сателиты соединены жд и авиасообщением только между собой и материнским мегаполисом. А уже сами мегаполисы соеденены жд и авиасообщением между собой. Ближайшие друг к другу мегаполисы соеденены жд сообщением, которое продублировано авиасообщением. А дальние между собой мегаполисы соеденены только авиасообщением.
Выделил 17 крупных узловых центров. В основном это города с большим числом жителей, но есть и исключения, как то же Валищево с ажно 26 жителями.
https://yadi.sk/i/KMpgq02737XsVyhttps://yadi.sk/i/S12S3jAJ37XscaНу и запустил жд и авиасообщение по озвученной схеме. Пока что по одному поезду и самолетику на город. Сообщения между мегаполисами пока не наладил, исключение - Москва. Ее соединил со всеми крупными городами континента, дальние города только авиа.
В южной части карты крупных городов (больше 1000 жителей) практически нету. Пришлось парочку узловых центров назначить в приказном порядке - Ужовку и город со звучным и гордым названием Ссыкули. Заодно модернизировал им вокзалы и инфраструктуру.
Ужовка.
https://yadi.sk/i/VGEVAAi-37XskvСсыкули.
https://yadi.sk/i/yIqBn2zb37XsrnНу и модернизировал вокзал и схему движения вокруг него в Москве, применив на ней все самые передовые достижения моей мысли в плане организации движения на жд станции.
https://yadi.sk/i/3ljkfZvU37Xsyuhttps://yadi.sk/i/UVsGxkfG37Xt7pМосква правда на меня чего-то обиделась и из зеленой стала белой. Спасибо, что хоть невозненавидела. Наверное ей не понравились еще два жд туннеля, которые я пустил прямо под городом. Ну и опять же, под это дело парочку березок спилил, а такое не прощается никогда. Только взятки, многомиллионные взятки спасут престиж моей компании в столице и снова откроют мне дорогу в кремлевские кабинеты.
Что дальше (кроме того, что уже озвучено здесь и в IX главе саги)?
- Дозапускать пассажирское движение. Сейчас поезда городов-сателитов ездят только от себя в центр. Запущу еще один поезд в каждом когломерате, ходящий по кругу между всеми городами-сателитами и материнским мегаполисом. С авиасообщением такой трюк уже проделал, выделив по одному самолетику ка каждый когломерат.
- Запустить пассажиропоток между всеми мегаполисами. Пока такое сообщение налажено только в Москве.
- Запустить пассажиро-туристические перевозки по Золотому Кольцу. А то че, зря чтоли строил его?
- Прочее.
Ну и мысли о теоретической основе игры на очень больших картах.
1) Все надо стандартизировать! Стандартизировать развязки, станции, развязки станций, даже крупные полотна дороги. Для всего этого делать шаблон и потом копипастить.
2) Размеры и длины станций надо стандартизировать. Длинну поездов и состав грузов (если груз перевозится не один, как пассажиры и багаж) надо стандартизировать. Я изначально хотел использовать поезда 5-7 клеток, под это дело строя соотв. вокзалы. Потом мне захотелось увеличить длинну поездов аж до 10 клеток. Пришлось в срочном порядке перестраивать вокзалы с перестройкой жд сети вокруг них. А увеличить длинну и ширину не всегда безболезненно можно, ибо вокруг уже чего-то построено, или какой природный объект (там, озерцо или холм какой-то черезчур красивый), который трогать не хочется, плюс города периодически начинают возникать. В общем, бесконечный ремонт, который, в отличии от реальности, даже остановить нельзя. В итоге стал вообще все станции строить в 10 клеток (а некоторые оказались и 11-12) в любом захолустье + здоровенные аэропорты на хуторок из пары домиков. В общем, все это выглядит порой дико, а все потому, что изначально не было у меня выработанных стандартов на бумаге, и следовал я не им а своим не всегда адекватным по отношению к игровому миру желаниям, которые к тому же в процессе игры постоянно меняются. Пусть меняются, но чтобы менялись тоже по стандарту!
3) Начинать игру на большой карте надо с того игрового года, в котором уже будут представлены последний в сете топовый локомотив и вагоны, самолет (в меньшей степени, кораблик, машинки). Ибо замена сотен-тысяч транспорта тоже выливается в большой гимор. Лучше уж один раз создать поезд и потом его заменять автозаменой. Конечно, в начальные эпохи городская картинка отличается от нового времени. Мне, например, начало прошлого века в игре в плане архитектуры нравится больше, чем небоскребы. Но что делать. В конце концов, можно настроить соответствующую графику так, чтобы зданий из новой эры не появлялось, или почти не появлялось, что, увы, так же сказывается на росте численности населения, т.к. небоскребы дают и населения и пассажиров гораздо больше, чем деревенская изба.
Ну а так меня послушать, в игре вообще не хватает кнопки "Press X to Win".
Просто это мое мнение о специфике игры именно на очень больших картах. На больших картах и без всего этого большие проблемы, всегда есть чем заняться. И микроменеджмент неизбежно становится лавинообразным и очень начинает напрягать.
Плюсы стандартизации:
- Экономится масса времени.
- Не менее важное, когда все стандартизировано с самого начала игры, потом не придется перерисовывать кучу полотна железнодорожной сети, которую, по незнанию, изначально выстроил не так. Ибо, как показала практика, в игре сначала приходится тратить кучу времени на оптимизацию и костыли, а потом все равно все рушить и переделывать заново с нуля. Даже такая мелочь, как въезды-выезды со станции в оба направления магистрали, типовые развороты на магистралях и т.п. часто забываются, и потом приходится кучу всего дорисовывать в условиях уже существующей плотной жд сети, куда лишний поворот/разворот приходится буквально втискивать. И ладно это была бы разовая операция, на большой карте таких просчетов тьма.
- Мозги при таком подходе так же очень задействованы, ибо сначала эти самые стандарты надо продумать,
реализовать в шаблонах, а потом еще грамотно применить. Так что отдыха для мозгов тут тоже не ожидается.
Минусы:
- Лишаемся в игре немалой части игровой механики, связанной с микроменеджментом.
- Начиная игру с 2ххх года, лишаемся части эпохи развития, лишаемся возможности наблюдать это самое развитие со сменой тех же эпох.
- (теоретичски) пропадает некая уникальность сети, когда все ровно и стандартизировано. Нет уникальных станций и развязок, залихватских решений и т.п. Но до этого еще дожить надо. Пока что на дорогах хаос, на исправление и оптимизацию которого и тратится львиная доля времени и душевных ресурсов.
upd.Ну и дополнение к главе X, реализованное уже в процессе написания этого текста.
Как уже писал, при создании Золотого Кольца, некоторые города, находящиеся на нем, не снабдил въездами/выездами на это самое Золотоносное Колечко. Либо снабдил, но криво. В частности, к таким обделенным городам явно относятся Кошкино, Ям, Отруба, Осинник. Хотя таких городов больше, эти города просто явно неудачно подключены к Золотому Кольцу или не подключены вовсе. Ну и тут я снова вспомнил, что разные станции, даже не примыкающие, можно вообще-то объединять с существующими. А потому их, в районе города, можно просто построить на самом Золотом Кольце, и привязать уже к существующей городской станции, на которую тяжело делать въезд/выезд/ развязку с Золотого Кольца.
В общем, вот город Кошкино и Золотое Кольцо, что было:
https://yadi.sk/i/yTjpMvnP37XqBmИ что соорудил по быстрому в процессе написания этой статьи:
https://yadi.sk/i/sK3QXidB37XkMxРазумеется, все это одна жд станция, включающая и аэропорт.
Продолжение следует.