Всем привет! Давно хотел написать мануал о самом оптимальном, на мой взгляд, способе строительства заветного метро в TTDPatch/TT/OpenTTD.
Юзал я OpenTTD, так что в других версиях что-то может быть по другому.
Все «метро» получится наземным естественно Ибо игра не позволяет пускать поезда под землей, но есть один вариант, о котором я так же расскажу.
Лично мне нравится строить метро (буду называть так систему наземного рельсового городского транспорта, не придирайтесь) в большом городе, а не в нескольких маленьких. Поэтому я иду в редактор сценариев, беру пиво и делаю карту 1024х1024 (heightmap-ом, рэндомом или с нуля — без разницы). На карте я размещаю город, увеличиваю его, когда население достигает примерно 1 000 000 чел я ставлю еще один город (параметры: большой, дороги 3х3, город) и так же довожу его до миллиона. Через 30-40 минут я получаю неплохую карту, на которой расположился один мегаполис. Пример сценария можно скачать ткнув сюда (870kb, 1024х1024, большооой город).
Если вам такой способ не нравится — бога ради, можно пускать поезда между многими мелкими городами. Основная цель статьи — объяснить алгоритм работы метро в моих играх и развитых странах. В пример берем Нью-Йорк. Я в нем жил и могу все легко и понятно рассказать В этом город транспортом заведует компания Metropolitan Transport Authority. Отличие от Российских транспортных компаний в том, что MTA правит всем общественным транспортом в Нью-Йорке. Не смотрите на слово «Metropolitan» — просто созвучие с российским «метрополитен», не более, в Нью-Йорке метро называется «subway». Если вы назовете его там андерграундом или метром — вас не поймут
На карте транспорта Нью-Йорка творится полный (*&^%%&. Без карты там жить не возможно. Поезда делятся на два типа: обычные (with local stops — со всеми остановками) и экспрессы. А вместо линий — маршруты. Разница в том, что где-либо в Бруклине, красная линия (по цвету) разойдется на две части: до станции New Lots Ave (Маршрут 3) и Flatbush Av (маршрут 2). В общем там неподготовленному человеку заблудиться очень легко, хотя на 3-4 день пользования сабвэем уже привыкаешь. Русские там путаются: за всю историю отечественного метрополитена маршрутное (или как его называют в России «вилочное») движение было только два раза и оба в Москве: в совковое время на юге Замоскворецкой линии и сейчас на Филевской (ст. Выставочная и Международная). Съездите на Киевскую Филевской линии и посмотрите как там информируют народ о том, что поезд следует не до Кунцевской, как было тысячелетиями, а до Международной. До Кунцевской пойдет следующий поезд. Об этом объявляет:
1. Машинист в вагоне
2. Тетка на станции
3. Табло на потолке.
4. Надпись "Международная" на первом вагоне состава.
Нет, все равно все лезут в поезд, ниче не слушают, а на Выставочной (экс Деловой Центр) вылазят и переходят на другой путь, ибо перепутали и надо обратно. А поезда там ходят раз в минут 10 )
В общем что то я отвлекся. Давайте посмотрим как устроено метро в Нью-Йорке. Чтобы мне далеко не ходить, смотреть будем на примере ближайшей станции Cortelyou Road.
Один и тот же участок пути показан на двух картинка спертых с гуглокарт: слева — с космоса, второй — карта. Участок наземный, четырехпутный. «А зачем четыре пути?» — спрашиваете вы. А вот зачем:
Да, два пути для движения в каждую сторону. Только по внешним путям идут обычные поезда, со всеми остановками, а по двум внутреним — экспрессы.
Выше — фото с этой станции. По путям, не имеющим платформы поезд проедет мимо станции. На станции Cortelyou Rd останавливаются поезда только маршрута Q, составы B пройдут станцию мимо — это экспресс-маршрут.
На фото удалось запечатлеть два состава: Q и B. Оба движутся в одну сторону. Только один отходит от станции, а другой прошел мимо. В общем принцип ясен? Думаю да.
На скриншоте две станции с одной из моих игр.
Слева — только для маршрутов A и B — это не экспрессы, два маршрута идут по одним путям, да, и таке бывает А экспрессы, даже не задевая станцию, проходят мимо.
Справа — станция для маршрутов A, B и C. С — это экспресс. Он тут останавливается, как видите.
Все просто
Как я и говорил, дальше на линии (линия и маршрут в данном случае — разные вещи, как улица и номер автобуса) маршруты A и B идут в разные стороны. Экспресс C, не задевая стрелок, идет параллельно A.
Я, например всегда переименовываю станции. ТТД дает скучные названия, а когда у меня уже порядка 10 линий и 50 маршрутов я начинаю путаться. Названия даю такие: «ABC. Northwest». Это значит что станция называется «Northwest» и по ней ходят маршруты A, B и C.
Фантазировать можно до бесконечности Например, у меня всегда вместе с TTD запущен «Фотошоп», в котором я рисую схему того, что строю.
В центрах крупных городов немного стремно вести линии на земле, очень много домов сносится. Кстати, не забудьте включить в читах Волшебный бульдозер, без него никак
Так вот, про местами-подземные-линии.
Кстати, для тех кто не знает, как сделать станцию, имеющую пустое нестанционное пространство между частями станции, это делается очень просто.
1. Ставите первую часть станции.
2. Все последующие станции ставите с зажатым контролом и из списка выбираете ту станцию, которую поставили первой. Каждый следующий кусок должен быть в зоне досягаемости и общая длина платформ+расстояний между ними не должа привышать число, указанное в настройках (что то типа макс длины станции).
3. После выбора станции из списка две станции будут объединины в одну
Надеюсь, все это хоть кому то и хоть немного будет полезно. Жду комментов и предложений по улучшению алгоритма
UPD по просьбам читателей.
Так как я кроме строительства пассажирских транспортных империй в ТТД почти ничем не занимаюсь, выкладываю пример.
Посмотреть карту крупнее: сюда (450kb)
Скачать пустой сценарий, только ландшафт и построить все по своему: сюда (880kb)
Скачать сэйв с линиями, как на карте выше: сюда (1,5mb)
Посмотреть список GRF-файлов, необходимых для работы (может быть, необходимы не все): сюда (unicode, few kbs)
Сэйв из под версии 0.7.2 для Mac OS X. Если что-то не заведется - помочь ничем не смогу.
Не забудьте поставить макс размер станции не менее 20 квадратов!
Просьба! Когда будете качать, отчитайтесь плиз о максимально достигнутой скорости скачки. Все файлы лежат на собственном сервере (стоит в соседней комнате), интересно какова скорость скачки с него.
© Сергей Петренко