Timas » Пн янв 01, 2007 22:53
Приходилось мне тут этим заниматься для диспетчерского тренажера...
Не все так просто! На маленьких скоростях верхняя часть гиперболы действительно обрезается горизонтальной чертой. Это либо сила, превышение которой чревато срывом в боксование, либо условная границап прочности сцепных приборов (для отечественной сцепки СА3 берется 95 тс).
Если говорить об электровозе, то в процессе разгона его двигатель имеют несколько соединений, и на каждом из них - дополнительно вводятся реостаты для снижения напряжения (двигатель-то с самовозбуждением). Поэтому полная тяговая характеристика лока есть набор гипербол, а не одна. Таким образом, у машиниста всегда есть выбор, какой тип соединения использовать, чтобы добиться нужного ускорения. Причем иногда машинист в процессе ведения поезда карандашиком на бумажке прикидывает, как ему лучше вести поезд.
Сопротивление же движению отдельно рассчитывается. На него влияет масса вагона и груза (давление на ось), число осей, тип пути, тип подшипников в буксах, наличие кривых, подъемов/спусков, ветра, подвагонных генераторов на пассажирских вагонах. Для грузовых вагонов рассчет делается для среднестатистического вагона - без учета форма самого вагона.
Рекомендуемая литература: "Правила тяговых рассчетов для поездной работы", М., "Транспорт", 1985.
Что касаемо коэффициента для массы - я не понял его суть. Каждая единица груза должна иметь определенную массу, это вроде учитывается. А вот "залезет ли поезд на подъем" - это да, здесь он "всегда залезет". Видимо, специально для облегчения, хотя я бы не прочь и помощь пооказывать! Типа "Поезд НР xxx остановился на подъеме. требуется помощь!"